стилистические фигуры и другие выразительные средства языка

Выразительные средства языка: виды, определения, примеры

«Мысль изреченная есть ложь», – эта строка из стихотворения Ф.И. Тютчева стала крылатой, так как близка и понятна многим. Вы тоже, вероятно, знакомы с ситуацией, когда бывает непросто передать словами мысли и чувства так, чтобы они были поняты собеседником адекватно. Еще более сложная задача стоит перед писателями, так как им еще нужно создать образы, сделав их красочными, живыми, осязаемыми. Задача была бы нерешаемой, если б наш язык не обладал своими выразительными средствами. Овладеть ими желательно не только литераторам. Ведь тропы, фигуры речи и другие выразительные средства языка помогают автору пробудить в читателе или собеседнике интерес, затронуть его чувства, передать свои мысли и эмоции максимально точно и живо. Научившись говорить и писать не только грамотно, но и красиво, вы сможете донести до адресата свои идеи, предложения, ощущения, а это очень важно и в делах, и в личной жизни.

Все уровни языка (и синтаксис, и лексика, и морфология, и фонетика) имеют свой набор выразительных средств. Остановимся на них подробнее.

 

Что такое тропы, какую функцию они выполняют в литературе

Наиболее известными средствами, повышающими выразительность и изобразительность речи, являются тропы. Термин образован от латинского слова, которое переводится как «поворот». Поворачивается или даже переворачивается в данном случае прямое значение слова. Так что одним из главных признаков тропа является употребление слова в переносном смысле. Предмет высказывания в данном случае характеризуется признаками, присущими другому объекту или явлению на основе их сходства. В результате возникают ассоциации, которые помогают представить описываемый предмет образно, ярко, красочно.

Троп – это образный оборот речи, в котором слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сравнения двух предметов или явлений, имеющих какие-либо общие признаки.

Возможно, сначала это определение может показаться сложным и не совсем ясным, но туман развеется, стоит только нам рассмотреть примеры конкретных тропов.

  • Эпитет – это художественное определение, которое служит для создания более яркого и зримого образа (золотые руки, красна девица, ясно солнышко). Часто он основан на звуковых, визуальных и других чувственных ассоциациях: горькая доля, трескучий мороз, румяное яблоко.
  • Сравнение – выражение, которое построено на сопоставлении двух предметов или явлений. Часто для этого используются сравнительные обороты с союзами «будто», «словно», «как», но существуют и другие языковые способы провести параллели между двумя объектами. Можно, например, использовать существительное в творительном падеже (пыль стоит столбом), сравнительную форму прилагательного (живее всех живых), слова «подобный», «подобно», «похожий», «похож». Сравнение помогает лучше представить и понять то, что описывает автор.
  • Метафора – скрытое (непрямое) сравнение, связанное с переносом названия с одного предмета на другой на основе их сходства. Помогает сделать описание более красочным и образным. В отличие от эпитета, перенос значения в метафоре происходит чаще не через прилагательное, а через существительное или глагол (хотя прилагательное тоже может использоваться). Примеры метафоры: сыпет черемуха снегом, деревья в зимнем серебре.
  • Олицетворение – перенос названий (признаков) с живых существ на неживые предметы или явления. Оно не только помогает ярче представить описываемый автором объект, но и провести параллели, необходимые для раскрытия внутреннего мира героя. Через выбор ассоциативных рядов нередко выражается и авторская позиция. Примеры олицетворения: отговорила роща золотая, уж небо осенью дышало.
  • Овеществление – перенос названий (признаков) с неживых существ на живых: «Гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей».
  • Гипербола – художественное преувеличение. Ее функция заключается в усилении впечатления от услышанного (или прочитанного). Примеры: слезы текут ручьем, море по колено.
  • Литота – художественное преуменьшение. Выполняет ту же функцию, что и гипербола. Примеры: крошки во рту не было, мужичок с ноготок, заглянул на минуточку.
  • Гротеск – предельное преувеличение или преуменьшение, иногда используется для создания комического эффекта.
  • Метонимия – употребление названия одного предмета вместо другого, когда они находятся в отношениях содержимого и содержащего, автора и произведения, действия и орудия этого действия, изделия и материала, людей и места, где они находятся, человека и его одежды, других внешних признаков. Примеры: съешь ложечку, Белинского и Гоголя с базара понесет, весь город говорил о нем.
  • Синекдоха – разновидность метонимии, когда перенос названий осуществляется по количественному признаку.
  • Оксюморон – соединение в одном словосочетании слов, имеющих противоположное значение (живой труп, звенящая тишина, жгучий мороз).
  • Перифраза – замена названия предмета высказывания описанием его характерного свойства (лев – царь зверей, кукуруза – царица полей).
  • Эвфемизм – замена неприличного слова или выражения приличным синонимом (проститутка – женщина легкого поведения).
  • Дисфемизм – замена приличного слова или выражения вульгарным синонимом (умереть – отбросить коньки, пить – бухать).
  • Аллегория – передача абстрактного понятия через конкретный образ, обычно встречается в баснях.
  • Ирония – использование вместо предмета высказывания слова, имеющего противоположное значение (спасибо, удружил).
  • Сарказм – злая ирония.
  • Каламбур – шуточное обыгрывание многозначных слов и паронимов.

Тропы называют не просто выразительными, а изобразительно-выразительными средствами языка. Используют их, чаще всего, в художественной литературе.

тропы и другие выразительные средства языка

Синтаксические средства художественной выразительности и фигуры речи

<

Огромным арсеналом выразительно-изобразительных средств располагает синтаксис.

Обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности высказывания, называют стилистическими фигурами, или фигурами речи, стилистическими приемами.

Ниже представлен их список.

  • Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа («Знаете ли вы украинскую ночь?»).
  • Риторическое восклицание – восклицательное предложение, которое играет роль усиления эмоциональности («До чего же хороша зима!»).
  • Риторическое обращение – высказывание, обращенное к отсутствующему лицу или неодушевленному предмету, явлению («Уймись, тоска!»).
  • Именительный представления – синтаксическая конструкция, называющая (представляющая) лицо или предмет, о котором пойдет речь далее («Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!»).
  • Антитеза – стилистическая конструкция, объединяющая противоположные понятия («Он ее ненавидел и одновременно обожал»).
  • Анафора – единоначатие, выражается в повторении в начале нескольких предложений, строк, строф одинаковых звукосочетаний, слов или словосочетаний («Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской»).
  • Эпифора – повторение звукосочетаний или слов в конце нескольких предложений или строк подряд. Рифма является разновидностью эпифоры.
  • Кольцо – повторение одного слова в начале и конце одного и того же предложения или двух соседних предложений («Мутно небо, ночь мутна»).
  • Композиционный стык – разновидность повтора, когда одинаковые слова оказываются рядом (одно – в конце предложения, другое – в начале следующего).
  • Градация – высказывание, в котором каждое последующее слово усиливает эмоциональность предыдущего («Темные, душные, скучные комнаты»).
  • Бессоюзие – пропуск соединительных союзов между однородными членами или в сложносочиненном предложении.
  • Многосоюзие – повторение соединительных союзов перед однородными членами предложениями или частями сложносочиненного предложения.
  • Эллипс (или эллипсис) – пропуск одного из членов предложения, когда его не сложно восстановить (понять) из контекста.
  • Умолчание – это оборот речи, в котором сознательно пропущено несколько слов, из-за чего мысль оказывается высказанной не полностью, так что читателю самому приходится додумывать ее.
  • Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких последовательных предложений.
  • Парцелляция – членение фразы (предложения) на отдельные слова или словосочетания.

Автор может расставить знаки препинания и иначе, например, добавить тире там, где в нем нет необходимости («Рожденный ползать – летать не может!»). Расстановка знаков препинания с нарушением правил называется авторской пунктуацией. Авторские знаки препинания помогают повысить эмоциональность высказывания, привносят в него добавочный смысл.

Авторскую пунктуацию нельзя путать с пунктуационными ошибками, когда неправильная расстановка знаков препинания не служит средством языковой выразительности, а допускается из-за незнания норм языка.

 

Лексические средства художественной выразительности

Лексические средства выразительности речи имеют несколько функции. Они помогают сделать речь красивой, избежать повторов, дать речевую характеристику героям литературного произведения, создать комический эффект. К этим средствам относятся:

  • синонимы – разные по звучанию, но одинаковые по смыслу слова (недавно – накануне);
  • антонимы – слова, имеющие противоположное значение (холодный – горячий);
  • фразеологизмы – устойчивые словосочетания (обвести вокруг пальца, бить баклуши);
  • архаизмы – устаревшие слова (очи, отрок);
  • диалектизмы – слова, которые используют в речи жители какой-либо одной территории (рушник – полотенце, бурак – свекла);
  • жаргонизмы – слова, употребляемые представителями какой-либо социальной группы (например, молодежный жаргон);
  • профессионализмы – слова, которые употребляют представители какой-либо профессии (кок – повар на судне);
  • неологизмы – недавно появившиеся слова (иногда неологизмы бывают авторскими);
  • стилистически окрашенная лексика: книжная, научная, разговорная.

Речь становится более выразительной и при использовании эмоционально окрашенных слов. Они могут нести в себе положительную и отрицательную оценку. К эмоционально окрашенной лексике относятся, в частности, бранные слова.

 

Звуковые средства выразительности речи

Фонема – минимальная единица языка, но это не мешает фонетике иметь целый ряд выразительных средств, которыми часто пользуют писатели, а еще чаще – поэты. К звуковым средствам выразительности речи относятся:

  • аллитерация – повторение согласных звуков;
  • ассонанс – повторение гласных звуков.

Использование этих приемов называется звукописью. Ее нельзя путать со звукоподражанием, которое определяется как подражание звукам природы с помощью звуков языка.

 

Другие выразительные средства языка

Морфология располагает относительно небольшим набором выразительных средств, но они тоже важны. Например, заменив существительное в предложении местоимением, мы можем сделать его менее личным и конкретным, подчеркнуть пренебрежение к адресату высказывания и решить некоторые другие задачи. Имеет значение и выбор залога глагола.

В словообразовании большую роль играют суффиксы (например, уменьшительно-ласкательные). Они помогают передать отношение автора высказывания к тому, о ком или о чем он говорит.

Все слои русского языка обладают набором средств, которые помогают сделать речь более эмоциональной, яркой и выразительной. Прежде всего, это тропы и стилистические фигуры, но существуют и другие. Владеть ими полезно не только писателям.

Поделиться в социальных сетях