реализм в русской литературе 19 века

Реализм в русской литературе 19 века: черты, примеры произведений

Реализм – наиболее живучее, многогранное и масштабное направление в искусстве и литературе. Зарождаться оно в Европе и России начало в 30-е годы 19-го столетия и не потеряло актуальности по сей день, хоть и порядком изменилось. Предлагаю сегодня рассмотреть, чем характеризовался реализм в русской литературе 19 века. Вы узнаете основные черты этого направления, его представителей. Приведу я и примеры реалистических произведений.

 

Понятие реализма и история его возникновения

Для начала напомню определение реализма.

Реализм – идейно-художественное направление в мировой культуре XIXXX веков, стремящееся к объективному, всестороннему и глубокому отображению действительности во всей ее сложности, многогранности и изменчивости в типичных чертах.

Хочу обратить ваше внимание на несколько моментов в приведенной выше формулировке.

  1. Реализм – направление идейное, то есть оно имеет под собой определенную философско-мировоззренческую основу. Мир художниками-реалистами воспринимается как существующий объективно и доступный для познания. При этом действительность не является неизменной, она трансформируется под влиянием человека и, в свою очередь, заставляет меняться его самого. Другими словами, ничто в мире не является статичным, все находится в динамике, движется и преобразуется. Здесь прослеживаются идеи диалектики.
  2. Будучи не просто идейным, а художественным направлением, реализм не предполагает фотографически точного и абсолютно беспристрастного описания окружающего мира. Художник – не документалист, он отражает мир, пропуская образы действительности через призму своего мировосприятия, выказывая свое авторское отношение к изображенным им объектам и характерам, предметам и персонажам.
  3. Типизация – главная черта реализма. Речь идет об изображении типичных героев, действующих в типичных обстоятельствах.
  4. Реализм – это направление в искусстве в целом, а не только в литературе, хотя нас оно будет интересовать применительно именно к литературному творчеству.
  5. Рассматриваемое нами направление характерно не только для русской литературы, это явление имело мировой масштаб, и хронологически оно не ограничивается одним лишь 19 веком.

В Европе реализм возник в 1830-е годы. Его основателями считаются Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле, Гюстав Флобер, Оноре де Бальзак. Теоретиком европейского реализма считается Г.-Э. Лессинг. Литературным манифестом этого направления называют предисловие к «Человеческой комедии» О. Бальзака.

В России становление реализма происходило параллельно. У истоков его стояли баснописец И. А. Крылов и автор комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. Однако основоположником интересующего нас направления в русской литературе считается А.С. Пушкин.

Термин «реализм» применительно к направлению в русской литературе ввел в 1849 году П. Анненков.  Употреблял его в своих работах и Д. Писарев. Встречалось это понятие и в трудах Герцена, но у него оно было синонимичным философскому понятию «материализм».

Одним из первых исследователей реализма в русской литературе был Белинский, но он называл это направление «натуральной школой», говоря о творчестве Н.В. Гоголя.

Хронологически реализм в искусстве следовал за романтизмом, во многом вступая с ним в спор.

Суриков Покорение Сибири Ермаком
В.И. Суриков “Покорение Сибири Ермаком”

Характерные особенности реализма

<

Перечислю основные признаки того, что произведение относится к реализму:

  1. Все события в романе, повести или рассказе происходят в какую-то конкретную эпоху и в конкретном реально существующем месте. Исторические персонажи, действующие в этих произведения, существовали в действительности.
  2. Происходящие в произведении события были или могли бы быть на самом деле. Они имеют причинно-следственные связи.
  3. Поступки героя детерминированы событиями реальной жизни, описанными в произведении.
  4. Возникающие в произведении ситуации типичны для соответствующего времени и места.
  5. Герой типичен для своего времени. Возникают такие литературные типы как «маленький человек» (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» и Евгений из «Медного всадника» А.С. Пушкина, Акакий Акакиевич из «Шинели» Н.В. Гоголя, Мармеладов из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского), «лишний человек» (Чацкий, Печорин, Обломов), «новый человек» (Базаров).
  6. Демократизм, внимание к простым людям.
  7. Характеры героев и обстоятельства, описанные в произведении, связаны между собой и влияют друг на друга.
  8. Искусство служит средством познания, и оно всегда жизнеутверждающе.
  9. В центре произведения драматический конфликт между героем и обществом.
  10. Решение конфликта находится в реалистичной плоскости.
  11. Действительность находится в развитии. Развивается сюжет, а вместе с ним развиваются и меняются характеры героев.
  12. В произведении показано влияние общества на становление личности героя.
  13. В описании событий и характеров присутствует много деталей. Для большей реалистичности в произведение вводится разговорная речь.
  14. Объективность вкупе с различимой авторской позицией.

Важным признаком реализма является аналитичность произведения: автор не только описывает события, но и устанавливает его связь с другими обстоятельствами, определяет их влияние на становление характера героя.

Репин Бурлаки на Волге
И.Е. Репин “Бурлаки на Волге”

Реализм и романтизм: общие черты и основные различия

Реализм пришел на смену романтизму. Однако не стоит думать, что эти направления в литературе и искусстве не имеют ничего общего или даже являются антиподами. Да, они во многом противопоставлены друг другу, но у них есть и общие черты.

Сначала остановлюсь на сходстве этих направлений, так как об этом обычно говорят редко и мало. Итак, общими чертами реализма и романтизма являются:

  • историзм. С одной стороны, реализм стремился исследовать действительность здесь и сейчас, но не оставлял без внимания и исторические события, деятельность исторически персонажей. Внимание к истории, хоть и идеализированной, характерно и для романтизма;
  • психологизм. И реализм, и романтизм стремятся к глубокому погружению во внутренний мир героя, к анализу его мыслей и поступков. И реалисты, и романтики заставляют своих героев меняться. Однако в романтических произведениях преображение героя происходит под влиянием внутренних переживаний и постижений, а в реалистических – под влиянием внешних обстоятельств, заставляющих пересмотреть свое отношение к миру и окружающим людям.

Если покопаться, то можно найти сходство реализма не только с романтизмом, которому он пришел на смену, некоторое время развиваясь с ним параллельно, но и с сентиментализмом, демонстрирующим любовь ко всему народному, и с классицизмом, провозгласившим человеческую личность главной ценностью.

Различия между реализмом и романтизмом я свела в таблицу.

РомантизмРеализм
Идеализация (исключительный герой, исключительные обстоятельства)Типизация (типический герой, типические обстоятельства)
Личность самоценна и не зависима от окружающих людей и обстоятельств, ее качества определены природойЛичность – «чистый лист», ее становление зависит от окружающих людей и обстоятельств
Читатель знает лишь о нескольких наиболее ярких чертах характера главного герояХарактер героя передан во всей его многогранности и противоречивости
Концепция двоемирияМир – один, а художественное произведение отражает его, как зеркало
Во главе угла находится внутренний конфликт в душе герояГлавным является конфликт между личностью и социумом
Разрешение конфликта находится за гранью реальностиПути разрешения конфликта ищутся в конкретно-исторической действительности
События реальной жизни не являются определяющими поведение герояПоступки героя мотивированы событиями реальной жизни
Невозможность полного решения конфликтаКонфликт может быть разрешен в действительности
Хомер Попутный ветер
У. Хомер “Попутный ветер”

Разновидности реализма

Некоторые литературоведы замечают, что черты реализма можно обнаружить даже в античной литературе, поэтому его подразделяют на античный, эпохи Возрождения, просветительский, реализм 19 века и неореализм (20 век).

По идейно-художественной направленности русский реализм тоже не однороден. Он может быть классическим, критическим, социалистическим и магическим.

Классический реализм обращается к теме становления, развития, перерождения личности человека, характер и поступки которого социально детерминированы. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Воскресение» Л.Н. Толстого служат его примерами.

Критический реализм отличается аналитическим подходом к изображению действительности и обличением социальных пороков. Много его примеров можно найти в русской литературе 19 века: «Парадный подъезд» Н.А. Некрасова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» И.С. Тургенева и многие другие произведения этих и других авторов.

Социалистический реализм сложился после Великой Октябрьской революции. Целью его было воспитание граждан в духе социализма. Действительность изображалась в ее революционном развитии. К этому направлению можно отнести произведения большинства писателей, творчество которых приходится на сталинскую эпоху.

Магический реализм предполагает обращение к фантастическим сюжетам, фольклору, далекому прошлому, использование фантастических элементов, образов, искажение времени или пространства, но при этом все равно в центре находятся обыденные ситуации и предметы, хоть и показанные с чудесной стороны, под особым углом зрения. К магическому реализму обычно относят «Пиковую даму» А.С. Пушкина, «Нос» Н.В. Гоголя, «100 лет одиночества» Г.Г. Маркеса. Этот вид реализма нельзя привязать к какому-либо конкретному историческому периоду, но можно отметить, что он часто ассоциируется с неореализмом.

Шишкин Рожь
И. Шишкин “Рожь”

Примеры реалистических произведений в русской и зарубежной литературе

Всех писателей и поэтов, произведения которых можно отнести к реализму, не перечислить. Самих творений еще больше. Приведу лишь небольшой список:

  • «Человеческая комедия», «Шагреневая кожа», «Папаша Горио» (Оноре де Бальзак);
  • «Красное и черное» (Стендаль);
  • «Приключения Оливера Твиста» (Чарлз Диккенс);
  • «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера;
  • «Мартен Иден» и другие произведения Джека Лондона;
  • «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Повести Белкина» А.С. Пушкина;
  • «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;
  • «Ревизор», «Шинель» и другие произведения Н.В. Гоголя;
  • «Обломов» И.А. Гончарова;
  • «Бедные люди», «Белые ночи», «Идиот» и другие работы Ф.М. Достоевского;
  • «Анна Каренина», «Война и мир» и другие творения Л.Н. Толстого.

Реалистическому направлению принадлежат также рассказы и повести А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко и других известных литераторов 19-20 веков.

Реализм – масштабное и огромное по своему весу явление в искусстве и литературе. К нему относятся творения большинства известных русских писателей, драматургов и даже поэтов 19 века. Для этого литературного направления характерны правдивость, психологизм, типизация, демократизм и многие другие черты.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.