Художественный образ в литературе: определение, примеры, средства создания

Художественный образ в литературе: определение, примеры, средства создания

Посмотрите на натюрморты Эдварда Чалмерса Ливитта, Поля Сезанна и Казимира Малевича. Фрукты на них изображены с разной степенью реалистичности, но ни на одной из картин они не идентичны натуральным. Потому что это художественные образы, и их нельзя оценивать по степени сходства с предметами действительности. Нельзя говорить о том, что натюрморт с вишнями лучше других, так как плоды на нем имеют чуть ли не фотографическую схожесть с настоящими.

Корзина с вишнями

Корзина с яблоками

натюрморт

Как и в живописи, художественный образ в литературе не идентичен ни одному из предметов, явлений или людей, на которые чем-то похож. Сегодня мы будем разбираться с определением литературного образа, его особенностями. Поговорим о системе образов литературного произведения, в том числе о персонажах. Вспомним, что такое типизация. Выясним, какие средства использует писатель для создания образов.

 

Понятие художественного образа в искусстве и литературе

Художественный образ в искусстве (в том числе и литературе) – это не точное отображение действительности, а материализованное представление о ней автора. От понятия, которое воплощает образ, его отличают две основные характеристики: конкретность (понятие абстрактно) и многозначность (понятие однозначно).

К тому же художественный образ обладает рядом свойств, по которым его можно отличить от понятия, предмета или явления действительности.

Вот эти признаки:

  • двойственная природа (образ представляет собой единство предметного и идеального);
  • условность (образ ничему не тождественен, он в большей или меньшей степени условен, он – плод фантазии автора);
  • самодостаточность (по этому признаку художественный образ отличают от обычного, например, иллюстративного);
  • уникальность;
  • целостность;
  • экспрессивность (образ обращается к личному эмоциональному восприятию читателя, благодаря чему тот как бы выступает «соавтором»; с этим связана многозначность образа; в результате художественное произведение может наполняться смыслами, о которых сам автор даже не подозревал);
  • способность к типизации.

На последнем из перечисленных качеств художественного образа предлагаю остановиться подробнее.

Художественный образ обобщает явления действительности, воплощая существенное в индивидуальном. При типизации наиболее значимые свойства явлений действительности усиливаются, подчеркиваются, одновременно очищаясь от всего наносного и случайного.

Для того чтобы понять, чем образ отличается от понятия, и что он не идентичен явлению действительности, так как эмоционален и воспринимается каждым через призму его «я», предлагаю посмотреть небольшой остроумный отрывок из фильма «Приключения принца Флоризеля».

Система образов литературного произведения

<

Система образов литературного произведения многослойна. Первый слой – это образ мира, художественная действительность. Она складывается из образа человека, природы, других категорий. Второй слой – языковой. Он представлен тропами, фигурами речи и другими выразительно-изобразительными средствами языка. Третий слой состоит из образов характеров и обстоятельств. Все вместе эти слои помогают создать и донести до читателя авторскую концепцию бытия.

Разумеется, главную роль в восприятии литературного произведения играют образы людей – действующих лиц. По степени обобщенности они подразделяются на:

  • персонажей (эти образы равноправны и нейтральны);
  • литературные характеры (такие образы представляют собой совокупность интеллектуальных, эмоциональных, физических и поведенческих характеристик действующего лица);
  • типы (типические характеры) – образы, в индивидуальной форме воплощающие сущность или существенные черты поколения, социальной группы или другой категории людей;
  • герои – положительные типические характеры (исключением является сатирический герой – персонаж, на который направлена сатира).

Сложность может возникнуть при решении вопроса, можно ли персонажа назвать литературным характером. Для последнего характерен ряд особенностей:

  • он представляет собой человеческую индивидуальность;
  • в нем наблюдается единство эмоций, темперамента и воли, других черт, обусловленных ситуацией и эпохой, при наличии доминирующей черты;
  • индивидуальные черты служат отражением типического;
  • устойчивые и, соответственно, повторяющиеся внутренние свойства (взгляды, поведенческие стереотипы);
  • черты характера, особенно доминирующие, намеренно укрупнены;
  • он не исчерпывается одним свойством;
  • он сложен;
  • он представляет собой художественное обобщение.

Литературный характер – это художественно созданная личность, которая отображает единство общего, повторяющегося и индивидуального.

Для того чтобы понять, когда литературный характер становится типом, необходимо разобраться в том, что такое типизация и какой она бывает.

Типизацией называют такое изображение жизни, когда общие значимые явления получают преувеличенное воплощение в вымышленных индивидуальных чертах персонажа литературного произведения.

Типизировать можно:

  • черты людей определенной эпохи и определенного социального класса (Скотинин из «Недоросля» Фонвизина, Раневская из «Вишневого сада» Чехова);
  • особенности национального характера (Калашников из произведения М.Ю. Лермонтова);
  • эпохальные характеры (Скупой рыцарь из одноименной трагедии А.С. Пушкина);
  • уходящее, отжившее (Рудин и многие другие герои Тургенева);
  • новое, приходящее (Чацкий из пьесы «Горе от ума» Грибоедова, Базаров из «Отцов и детей» Тургенева);
  • идеологию, мировоззрение (Адуев в «Обыкновенной истории» Гончарова, герои «Молодой гвардии» Фадеева).

Причем в одном характере может быть переплетено несколько видов типического.

Типическое может быть передано только через созданные автором характеры. Когда в характере воплощаются наиболее характерные для общества черты, он становится литературным типом. Таким образом, каждый литературный тип является и литературным характером, но не каждый литературный характер можно назвать литературным типом.

Важно понимать, что типом может быть не только обыкновенный персонаж, но и личность исключительная.

система художественных образов литературного произведения

Образ автора в литературном произведении

Говоря о системе образов литературного произведения, нельзя не остановиться и на образе автора, который нельзя путать с другими персонажами. Например, в произведении может присутствовать и повествователь. Это не авторский образ, а персонаж, от лица которого ведется рассказ.

Образ автора – это персонаж, символизирующий не рассказчика, а автора литературного произведения. Он создается писателем как автопортрет.

Образ автора (автопортрет) часто путают с лирическим героем произведения, особенно когда речь идет о стихах. Лирический герой – это не автопортрет, а условный образ, являющийся носителем переживаний и эмоций. Обычно он выступает от первого лица.

Например, многие стихотворения Владимира Высоцкого написаны от первого лица, в том числе и о войне, на которой он сам не был (поэт родился в 1938 году). Однако они воспринимаются, как исповедь участника тех событий – советского солдата. Лирический герой этих произведений не тождественен автору и не является его образом.

Подчеркну еще раз: лирический герой – не автопортрет поэта, даже если стихотворение написано от первого лица.

образ автора и лирический герой

Средства создания образа литературного героя (типа, характера)

Основным приемом создания литературного характера служит портрет (в том числе психологический), но арсенал средств, которые использует писатель для создания образов персонажей в литературном произведении, значительно богаче. Постараюсь перечислить их все.

  1. Портрет. Описывая внешность героя, писатель подчеркивает определенные его черты, которые позволяют нам судить о характере. Портрет может быть развернутым и разорванным. Например, Гоголь и Тургенев любили давать обстоятельное описание персонажа в одном каком-либо месте повествования (обычно – при первом знакомстве читателей с действующим лицом). Такие портреты называют развернутыми. У Л.Н. Толстого такого подробного описания внешности персонажей нет. Детали портретов действующих лиц разбросаны по всему произведению. Такие портреты называют разорванными. Можно ли создать образы персонажей без портретных зарисовок? Да, вспомните хотя бы «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. Мы хорошо представляем себе и Татьяну, и Евгения, но автор нигде не рассказывает о том, как они выглядели.
  2. Индивидуализация речи. Речь человека может многое рассказать о нем и в жизни, и в литературе. Лексика нам расскажет о социальном статусе героя, его профессии, принадлежности к той или иной группе общества, к той или иной национальности, о его уровне грамотности. Синтаксис поможет почувствовать его темперамент, эмоциональное состояние. Многие современные авторы пренебрегают, к сожалению, этим средством, и все персонажи у них говорят одинаково или почти одинаково. Это разрушает целостность образа, мешает адекватному восприятию произведения.
  3. Поступки. Мы знаем, что о человеке нужно судить не по внешности и словам, а по делам. В литературном произведении важно все: и внешность (портрет), и слова (языковая характеристика), и поступки. Характер персонажа часто раскрывается через его поведение в тех или иных ситуациях.
  4. Биография героя. Мы знаем, что характер человека начинает формироваться еще в детстве, поэтому знание биографии персонажа помогает нам его лучше узнать и понять. Для раскрытия характера действующих лиц писатель часто знакомит нас с их прошлым, с какими-то важными эпизодами из их жизни. Биографические данные могут быть даны в одном месте или быть разбросанными по всему произведению (как и портрет).
  5. Авторская характеристика. Описывая внешность героя, знакомя с его биографией, рассказывая о его поступках, автор может давать им свою оценку. Комментирует он иногда и мысли, чувства персонажей. Этим средством сложнее всего воспользоваться драматургам, но и в драмах авторская характеристика может присутствовать (в ремарках).
  6. Характеристика персонажа другими действующими лицами.
  7. Мировоззрение героя. О нем мы можем узнать из монологов и диалогов, из размышлений персонажа.
  8. Привычки, манеры. Вспомним героя рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» Беликова. Он привык носить галоши и брать с собой зонт в любую погоду. Это хорошо сочетается с его опасением «как бы чего не вышло». Привычки характеризуют Беликова как человека острожного и консервативного.
  9. Отношение к природе.
  10. Окружающие персонажа вещи (вещная характеристика). Этим средством, например, часто пользуется Гоголь. Вспомним хотя бы описание интерьеров домов помещиков в «Мертвых душах».
  11. Психологический анализ. Раскрытию внутреннего мира героя помогают их дневники, письма, сны.
  12. Говорящая фамилия. Примером могут служить действующие лица произведений Фонвизина, герои Салтыкова-Щедрина. Значащей может быть не только фамилия персонажа, но и имя, прозвище (как у героя рассказа «Бирюк» Тургенева).

Обратите внимание: и фамилия, и портрет, и другие детали могут характеризовать персонажа не только на основании сходства, но и по принципу контраста.

средства создания литературного образа

Примерный план характеристики литературного героя

Многие темы сочинения связаны с характеристикой литературных героев. Написать их вам поможет следующий план:

  1. Определение места персонажа в системе образов литературного произведения.
  2. Положение в обществе, социальный статус, финансовое положение.
  3. Внешность.
  4. Анализ мировоззрения (какие идеи высказывает, какие имеет привычки, чем занимается и интересуется, как влияет на окружающих).
  5. Анализ чувств и эмоций (отношения к окружающим и окружающих к персонажу, переживания, психологический портрет, череда поступков, речевая характеристика, отношение к природе, биография, различные детали).

Завершить характеристику литературного героя целесообразно выводом о том, какая проблема (общественная, общечеловеческая) привела писателя к созданию анализируемого образа.

авторский замысел

Подведем итоги

Художественный образ – одна из основных эстетических категорий, имеющая отношение к любому виду искусства, не только к литературе. Она характеризует присущий только искусству способ отображения действительности.

В любом литературном произведении существует целая система образов, которая воплощает определенную концепцию бытия. Центральное место в этой системе занимают персонажи (характеры, типы, герои).

Особое место в системе персонажей литературного произведения занимают образ автора, повествователя и лирического героя. Эти образы – не одно и то же, их нужно уметь различать.

При создании образа персонажей писатель пользуется целым арсеналом средств. Зная их, проще написать сочинение на тему, связанную с характеристикой литературного героя.

Поделиться в социальных сетях