структура литературного произведения

Фабула, сюжет и композиция литературного произведения: определения, примеры, отличия

При литературоведческом анализе эпических и лирических текстов необходимо различать фабулу, сюжет и композицию. Все эти понятия имеют отношение к содержанию литературного произведения, поэтому их нередко путают. Однако на самом деле это очень разные вещи, и их соотношение может иметь большое значение. Сегодня мы будем разбираться, что такое фабула, сюжет и композиция художественного произведения, в чем их отличия. Мы не только дадим определение этим литературоведческим терминам, но и приведем примеры, рассмотрим элементы сюжета и композиции, композиционные приемы.

 

Что такое фабула, сюжет и композиция, чем они отличаются

Пересказывая произведение, мы часто передаем последовательность событий не в том порядке, в каком они описаны автором, а в том, в каком они происходили. Например, пересказывая роман «Дубровский» А.С. Пушкина, мы можем сначала сообщить, что Владимир купил у учителя документы и занял его место, а потом уже рассказать, как он появился в доме Троекуровых.

[stextbox id=’warning’]Хронологическая последовательность событий, происходящих в литературном произведении, называется фабулой.[/stextbox]

Читая сам роман Пушкина «Дубровский», мы сначала узнаем о появлении в доме Троекуровых учителя-француза Дефоржа, затем понимаем, что он и есть Дубровский, и только потом нам становится ясно, каким образом Владимир занял место гувернера. Все это часть сюжета романа.

[stextbox id=’warning’]Сюжет – это последовательность событий в художественном произведении. Сюжет не всегда передает хронологию действий и явлений. Его задача – раскрыть развитие конфликта, характера персонажа. Поэтому сюжет иногда также определяют как систему событий, отражающих общественные противоречия и конфликты.[/stextbox]

Восьмой главой, в которой в доме Троекуровых появляется учитель Дефорж, открывается второй том романа «Дубровский». О том, что гувернер и разбойник – одно и то же лицо, мы узнаем только в десятой главе, и лишь в одиннадцатой главе дана история о том, как Владимир Дубровский занял место учителя-француза. Обращаясь к структуре художественного произведения, мы говорим о его композиции.

[stextbox id=’warning’]Композиция литературного произведение – это его построение, расположение и соотношение его частей. В широком смысле слова композицией называют структуру художественного текста, систему, расположение и взаимосвязи его элементов. Другими словами, это способ передачи писателем художественной реальности.[/stextbox]

Более подробно сюжет и композицию романа «Дубровский» Пушкина я проанализировала в отдельном материале.

И сюжет, и композиция имеют свои «блоки» (или «кирпичики»), из которых они и складываются, превращаясь в цельное художественное произведение. Об этих элементах мы теперь и поговорим.

композиция

Элементы сюжета литературного произведения

<

Сюжет литературного произведения состоит из эпизодов, то есть из детально изображенных моментов действия. Благодаря этому он воспроизводит взаимоотношение героя с обстоятельствами, держит внимание читателей.

[stextbox id=’warning’]Элементами сюжета эпического произведения называют фазы его развития.[/stextbox]

  • Экспозиция предваряет основное действие. В ней изображаются персонажи и обстоятельства, из которых могут быть понятны мотивы дальнейших поступков героев, дальнейшие события. Как правило, на ход основных событий в произведении экспозиция не влияет. Она выполняет информативную функцию.

[stextbox id=’info’]В зависимости от места в произведении экспозиция может быть прямой, задержанной, обратной.[/stextbox]

  • Завязка является началом конфликта. Это исходный момент, от которого зависит последующее развитие событий. Если завязка является закономерной и ожидаемой, ее называют мотивированной. Немотивированная (неожиданная) завязка придает действию особую остроту. Чаще всего завязка бывает в начале произведения, но иногда и ближе к его концу.
  • Развитие действий – это ряд эпизодов, описывающих развитие конфликта. Обычно персонаж пытается устранить возникшие противоречия, но они, напротив, обостряются. Напряжение растет.

[stextbox id=’info’]В некоторых произведениях наблюдаются перипетии, то есть резкие повороты в развитии действия. Перипетии не меняют общее направление сюжета – он движется к кульминации.[/stextbox]

  • Кульминация – высшая точка напряжения, когда конфликт достигает высшей точки и требует немедленного разрешения. Внутренние качества героев в этот момент обычно бывают представлены наиболее ярко.

[stextbox id=’info’]В художественном произведении может быть несколько кульминаций. Иногда кульминация совпадает с развязкой.[/stextbox]

  • Развязкой называется момент, когда конфликт можно считать исчерпанным. В одних случаях это значит, что он разрешен, в других – что не разрешим в принципе.

[stextbox id=’info’]Развязка бывает естественная (вытекающая из завязки и развития действий), внезапная и ложная.[/stextbox]

Сюжет художественного произведения может включать в себя пролог (вступление, предисловие) и эпилог (послесловие). Послесловие может представлять собой обращение автора к читателям или рассказ о дальнейшем развитии событий, судьбе персонажей.

[stextbox id=’warning’]В лирическом произведении сюжет представляет собой этапы переживания лирического героя.[/stextbox]

В литературном  произведении могут встречаться и внесюжетные элементы. К ним относятся лирические отступления (рассуждения автора) и вставные эпизоды (не имеющие отношения к сюжету произведения, но помогающие понять его идею).

этапы развития сюжета в литературном произведении

Типы сюжета в литературном произведении

Сюжет в литературном произведении может быть однолинейным и многолинейным.

По характеру связи эпизодов в художественном тексте сюжеты подразделяют на хроникальные и концентрические (они же – центробежные).

  • В хроникальных сюжетах эпизоды следуют одно за другим в том же порядке, в котором происходили события (или почти в том же порядке). Такие сюжеты характерны для хроник, исторических произведений, путевых заметок, дневников и мемуаров, а также для авантюрных романов.
  • В концентрических сюжетах эпизоды объединены причинно-следственной связью. Хронология в этих случаях может нарушаться.

Нередко в произведениях встречаются сюжеты смешанного типа, особенно если в нем имеется несколько сюжетных линий.

фабула, сюжет и композиция

Элементы композиции литературного произведения, ее виды и композиционные приемы

Композиция имеет не только смысловую, но и организационную функцию. Ее элементы помогают организовать текст в единое целое. К ним относятся:

  • пролог – то есть предисловие, задача которого – пробудить интерес читателя к сюжету произведения;
  • эпилог – то есть послесловие, из которого читатель узнает о событиях, последовавших после завершения сюжета (самый большой эпилог – в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»). Задача эпилога – расставить все точки над «и», помочь читателю прийти к какому-либо выводу;
  • тома (книги), части, главы, действия и акты – структурные части произведения, иногда играют смысловую роль (например, каждый из двух томов романа Ф.М. Достоевского «Идиот» разделен на две части – это помогает понять двойственность характера главного героя);
  • эпиграф – цитата перед текстом произведения, отдельной главы, помогающая понять основную мысль. Это своего рода ключик к пониманию замысла автора. Очень любил использовать эпиграфы А.С. Пушкин (например, в «Капитанской дочке»);
  • повествование – основной элемент композиции, представляет собой авторский текст, раскрывающий содержание произведения. Повествование служит для передачи динамики событий. В эпическом произведении занимает большую часть;
  • описание в отличие от повествования статично. К описанию относятся портрет, пейзажная зарисовка, характеристика интерьера;
  • диалог – беседа нескольких людей. Диалоги помогают не только раскрыть сюжет, но и понять характеры героев, их взаимоотношения;
  • монолог – речь одного персонажа, помогает понять размышления и переживания героя;
  • вставные элементы (лирические отступления, истории, песни, письма, выписки из протоколов и т.п.).

фабула

При создании литературного произведения писатели используют следующие композиционные приемы:

  • повтор эпизода или фразы (часто встречается в сказках, стихах);
  • усиление (подбор однородных фактов, как в описании домов помещиков в «Мертвых душах» Гоголя);
  • противопоставление (например, трагического и комического в пьесе Чехова «Вишневый сад», романе Шолохова «Поднятая целина»);
  • монтаж (когда на стыке двух образов рождается третий, как в рассказе «Ионыч» А.П. Чехова).

К композиционным приемам можно также отнести разрыв событий. Этот прием характерен для детективов. Встречается он и в «Мастере и Маргарите»  М. Булгакова.

Умолчание тоже можно отнести к композиционным приемам. О нем мы говорим тогда, когда о событии, которое произошло раньше других, читатель узнает позже (как в «Метели» или в «Дубровском» Пушкина).

увлекательный сюжет

Традиционно выделяют следующие виды композиции:

  • линейную, или последовательную (как в пьесе Грибоедова «Горе от ума», рассказе Паустовского «Телеграмма», стихотворении Тютчева «Silentium!»);
  • зеркальную, объединяющую повтор и противопоставление, когда первая и последняя часть произведения перекликаются, зеркально повторяя друг друга (в первой части романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкина Онегин отвергает Татьяну, во второй – Татьяна отвергает Онегина);
  • кольцевую, когда в финале произведения происходит возвращение к его началу (примером могут служить «Собачье сердце» М. Булгакова, стихотворение «Жираф» Н. Гумилева);
  • рамочную, или «рассказ в рассказе» («Старуха Изергиль» М. Горького, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Повести Белкина» А. Пушкина).

Различные исследователи называют и другие виды композиции. К ним относятся:

  • инверсионная, или обратная (как в «Бедной Лизе» Карамзина);
  • ретроспективная («взгляд назад», как в «Машеньке» В. Набокова).

[stextbox id=’info’]Во многих произведениях литературы мы наблюдаем смешанную композицию, объединяющую несколько композиционных приемов.[/stextbox]

Структура литературного произведения важна для понимания его идеи. И сюжет, и композиция играют одинаково весомую роль в понимании авторского замысла и смысла романа, повести, рассказы, пьесы, стихотворения. Однако они характеризуют разные стороны литературного произведения: его форму и содержание, которые тесно связаны между собой. Я рассказала, что эти литературоведческие понятия обозначают, привела примеры. Теперь, надеюсь, вы хорошо поняли, чем различаются фабула, композиция и сюжет, так что соответствующие вопросы на экзамене уже не поставят вас в тупик.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.